Рита
Рита относится к высшей категории - элите звезд израильской эстрады. Она -
настоящая классика эстрады в широком понимании этого слова!
Волшебный, словно наэлектризованный голос певицы, порой
трепетный, «плачущий», всегда на пике напряженности. Он,
как тонкая прозрачная струя воды, как электрический ток высокого
напряжения, создает у слушателя ощущение, я бы сказал, «морской
волны», заставляет его уйти в себя, поволноваться и даже помучиться.
Великолепное фоновое оформление и аранжировка ее песен словно уносят
слушателя на своих «крыльях» в совершенно иной мир. Звучание песен Риты
настолько «неземное», что трудно удержаться от восторга! Они обладают большой
внутренней динамикой, предельно целенаправленны (наподобие стрелы, летящей в
цель). Все творения Риты можно смело отнести к бесценным музыкальным сокровищам, в
чём немалая заслуга её композитора, бессменного музыкального продюсера,
популярного исполнителя, да и просто мужа - Рами Кляйнштейна. |
|
31.07.1992 г.
Шошана Дамари
Шошана Дамари принадлежит к старшему поколению популярных
израильских исполнителей, пик творчества которых приходится на
50-70-е годы. В песнях Шошаны Дамари присутствует, как правило, народный,
чистo еврейский дух, колорит. Она относится к той когорте
исполнителей, чье происхождение фактически не ощущается в песнях (певица
родилась в семье выходцев из Йемена).
|
Выступления перед аудиториями под открытым небом, непосредственное общение
(духовное соприкосновение) с публикой, выразительный, почти мужской голос,
одухотворенное исполнение национальной мелодии, олицетворяющей гордость
за свой народ, - все это не только снискало ей глубокое уважение и
любовь во всех слоях масс, но и создало неповторимый имидж. Ее по характеру благородные, умиротворенные песни внушают слушателю уверенность и гордость за свою страну, заставляют вернуться в ее прошлое и
вспомнить историю ее cтановления. Порой они походят на классические арии,
и потому ее стиль можно определить как синтез национального фольклора и
классической музыки. В чем-то ее можно, наверное, сравнить с Клавдией
Шульженко. |
За более чем 40-летнюю карьеру создано множество шедевров: «Ор» (Свет),
«Хора» (еврейский национальный танец), «Каланиёт» (название дикорастущего
цветка). Кстати, последняя из песен, часто включаемая в альбомы, принесла ей
наибольший успех, она является её своего рода «визитной карточкой».
Последней заметной работой Ш. Дамари, привлекшей внимание прессы, было
участие в записи нового альбома дуэтов в 1996 г. с другой не менее
прославленной певицей старшего поколения (возраст которой уже давно
перешагнул 70-летний рубеж) Яффой Яркони. Исполняемая ими вместе песня «Кше
хаину еладим» (Когда мы были детьми) была написана в Войну Судного дня и
имеет долгую историю, став чуть ли не "яблоком раздора" между ними (до
последнего времени каждая из певиц претендовала на то, что именно она
публично исполнила и записала ее впервые несколько десятков лет назад).
Сам факт встречи «на высшем уровне» двух звезд стал событием более
впечатляющим, чем непосредственное исполнение (ехидный намек на якобы
существующую между ними многолетнюю конкуренцию).
Достаточно большой отрезок жизни Ш. Дамари прожила в США - почти 11 лет,
изредка выступая и радуя сердца многочисленной местной еврейской общины. В
связи с этим в недавнем интервью она вспомнила: «Перед тем, как покинуть
Америку, я провела прощальный концерт, на котором плакали зрители. А один
миллионер предложил мне виллу с бассейном, только чтобы я осталась»...
Ныне Ш. Дамари проживает в Тель-Авиве - вот уже 30 лет по одному и тому же
адресу, на третьем этаже, без лифта. Но и сегодня, несмотря на возраст, она
отнюдь не ведет замкнутой пенсионерской жизни, продолжая выступать.
Кстати, имя Шошана в переводе с иврита означает неувядающий цветок - лилия.
ноябрь 1996 г.
Дэвид Броза
Один из грандов израильской эстрады, который уверенно сохраняет
лидирующие позиции на поп-олимпе своей страны на протяжении многих лет – Дэвид Броза.
Музыка его – это музыка будущего,
олицетворяющего собой мечту. Певец всегда в движении, неспокоен, то глубоко
сосредоточен в мыслях, то мятежен и устремлён вперед, увлекая за собой
аудиторию.
Его песни "плывут", словно белоснежный лайнер на океанских просторах,
исполняются, что называется, на одном дыхании. Плавное и стабильное звучание
его песен обеспечивается блестящим фоновым сопровождением и бесподобными
"кружевными узора-ми", которые автор умело "плетет" на своей гитаре. Все
это вкупе придаёт песням Дэвида Брозы исключительную элегантность.
Европеизированный, в целом, стиль испытывает все же на себе сефардское
влияние (в определенных случаях всплеск темперамента переходит все границы).
Его музыка несет людям духовное очищение.
Дэвид Броза родился в Израиле, но детство провел в Испании, где отец
его был занят на дипломатической службе. Образование получил в Англии. Дэвид
Броза сам пишет музыку своих песен, в которых испанская, ивритская и
английская поэзия приобретает новое, неожиданноe значение. Доказательством
тому служит его альбом "Время поездов", выпущенный в США издательством
"November Record’s”.
Певец не скрывает своего пристрастия к испанской музыке, которую слышал в
детстве в Мадриде. Дaвид Броза вернулся в Израиль в возрасте 19 лет. С тех
пор он выпустил много альбомов. Однако наибольшей популярностью по сей день
пользуется его первый альбом, самый красивый - "Хаиша шеити" (Женщина,
которая со мной), 1983 года. |
|
Песня с одноименным названием - лучшая в его
репертуаре! Также входящие в этот альбом песни "Сигалиёт" (Фиалки), "Тио
Альберто", "Бенахар шель Севилья" (На реке – Севилья) и сегодня любимы и
часто озвучиваются израильским радио и по-прежнему всеми воспринимаются
свежо и ново. Альбом был хорошо принят и в Испании, где певец пользуется
большой популярностью. Как представитель Израиля, Давид был приглашен
принять участие в выпуске альбома, посвященного 50-летию со дня гибели
Гарсия Лорки - большого испанского поэта. Такие известные певцы, как
Леонард Коэн, Джейсон Донован, Пако де Лючия и другие, включали песни Дэвида
Брозы в свои альбомы, тем самым, признав его талант и высокий
профессионализм.
Стоит отметить также альбом Д. Брозы "Нешика гнува" (Поцелуй украдкой),
1991 года, в котором выделяются песни: "Бикур моледет" (Посещение Родины),
"Исидора", "Адайн" (Все еще).
В феврале 1994 года Дэвидом был выпущен диск "Масада" - запись его
выступления в городе Араде, в рамках ежегодного Фестиваля израильской
поп-музыки. Следующий его альбом "Выступление в пустыне" в течение одного
месяца стал "золотым".
июнь 1996 г.
Геула Гиль
«Дабер элай бифрахим» - так называется вышедший недавно альбом из двух
дисков певицы Геулы Гиль, в котором собраны лучшие ее песни - 40 «золотых
хитов», ставших особо популярными еще в 60-е годы. Уникальность этого
альбома в том, что в нем впервые были собраны вместе такие песни из
репертуара певицы, как «Поговори со мной цветами», давшая название всему
альбому, «Акотель а-Маарави» (Стена Плача), «Гивъот акхулот» (Синие
холмы), «Йерушалаим шель захав» и другие, впоследствии ставшие
классическими образцами ивритской песни. Идея создания такого
ретроспективного альбома-сборника принадлежит Илану бен-Шахару, а записан
он на фирме звукозаписи NMC.
|
Г.Гиль начинала свою музыкальную карьеру в армейском ансамбле вместе с
Йоси Банаем, Йоной Атари и Дови Зальцером. Расцвет творчества Геулы
пришелся на 60-е годы. В 1983 году композитор Дови Зальцер, ставший
впоследствии ее мужем и автором большинства исполненных ею хитов, написал
на текст Ури Асафа одну из самых замечательных романтических песен того
времени - "Дабер элай бифрахим" (Поговори со мной цветами), которая входила
во второй альбом певицы "Геула Гиль поет о цветах и любви", а в последний
сборник вошла и песня "Наара вешма Кинерет" (Девушка по имени Кинерет)
еще из первого ее альбома.. Заметим попутно, что все эти и многие другие
песни Геулы Гиль спустя более двух десятков лет не менее прекрасно исполнила
Офра Хаза.. |
В начале 80-х годов Геула переехала в США вместе со своим нынешним мужем,
музыкальным продюсером Артуром Коэном, но еще до этого она успела
записать более 20 альбомов (излишне говорить, что они воспевают красоту
родины и ее природы, прививают любовь к ней). Об одном из выступлений Гиль
в чикагской газете "Санди таймс" было написано: "Когда она выступает, голос
конкурирует с ее красотой - миссия отнюдь не простая".
Приветствуя идею Илана бен-Шахара издать сборник самых популярных ее песен
прошлого, Геула Гиль сказала: "Для меня это было приятной неожиданностью.
Нельзя не признать, что в Израиле выросло новое поколение, совершенно
незнакомое с моим творчеством, и это хорошая возможность открыть для него
старые добрые песни. В США я уже несколько раз становилась свидетельницей
того, что музыкант добивался признания молодежи, издавая сборники и
произведения из своего старого репертуара. Буду очень рада, если, то же
случится и с моим альбомом в Израиле".
январь 2000 г.
Аркадий Духин
Аркадий Духин был лидером популярной группы "Хаверим шель Наташа", распавшейся два года назад. Все три альбома группы удостоились лестных отзывов. Первый вышел в 1989 году, второй - "Шинуим бехергелей цриха" (Изменения в навыках кричания) разошелся в 90 тысяч экземпляров и третий - "Радио бла бла".
Сейчас Духин выступает с новой группой под условным названием "Лимоним". Он написал музыку к трем кинофильмам "Смиха хашмалит вешма Моше" (Электрическое одеяло под именем Моше), "Цалекет" (Шрам), "Хесед муфла" ("Чудесное благодеяние") и к нескольким спектаклям и в 1995 году удостоился премии "Израильский Оскар" за музыку к театру и кино.
Ему 34 года. Он относительно мало выступает, не ездит за границу (боится летать). До последнего времени Духин был убежден, что единственный в его жизни полет из России в Израиль будет последним. Но в прошлом году он слетал в Париж и Амстердам и с того периода мечтает пожить за границей, чтобы осуществить связанные с музыкой проекты.
Детство Аркадий провел в белорусском Бобруйске, и этот период он вспоминает с горечью. В недавнем интервью он сказал, что уже не тоскует по бывшей Родине, которая напоминает ему о насилии и грязи. Постоянные унижения и оскорбления по национальному признаку настолько его травмировали, что он в течение нескольких лет после приезда е Израиль находился под присмотром психиатра. |
|
На новой родине (в Израиле он с 1979 года) жизнь наладилась. У него недавно купленный дом, стройная, красивая жена - Симай Леви (ей 27 лет, с ней он последние 2 года) и... новые альбомы..
Духин сумел гармонично вписаться в главное направление израильской музыки. После распада "Хаверим" его стиль практически не изменился, разве что стал более универсальным. К примеру, некоторые его популярные песни из первых альбомов он переработал в оригинальные джазовые композиции. Ну а в целом, его музыка - хорошее средство для душевного успокоения.
Лучшие песни Духина относятся к периоду "Хаверим шель Наташа". Это - "Меланхоли", "Еш бах" (Есть в тебе), "Аль кав азинук" (На линии старта), "Цмарморет" (Дрожь}, "Иш бли нецах" (Человек без вечности), "Ахшав ани" (Сейчас я), "Ани рокед кшеацув" (Я танцую, когда грустен), "Тембел" (музыка В.Высоцкого), "Биография".
В мае с.г. вышел в свет двойной альбом А.Духина "Кохав аахава"
(Звезда любви) - один из самых дорогих, сделанных до сих пор в Израиле, альбомов. Вложение в него составило громадную сумму - 300 тысяч долларов, и чтобы альбом себя оправдал, его предстоит продать в количестве не менее 40 тысяч экземпляров.
"Кохав аахава" - это наивный рассказ о принце со звезды, который спускается на другую звезду и находит там свою любовь. Чтобы публика переварила фантазии автора, все действие приподносится в форме рок-оперы.
Премьера этого проекта состоялась 11 июня. Это было впечатляющее театральное шоу - энергичный дэнс с множеством театральных и компьютерных эффектов, большим видеоэкраном и сложной светотехникой. Автор привлек к исполнению и известных певцов: Дэвида Броза, Дани Басана, Гиди Гова, Ноа Тешви, Шмуэля Вилужны. Представление, оцененное как успешное, состояло из 27 номеров и продолжалось 115 минут, что, по мнению некоторых рецензентов, стало "тестом на терпеливость нашей симпатии по отношению к автору". Многие, в том числе сам Аркадий, считают, что это грандиозное шоу - своего рода предложение Стивену Спилбергу превратить его в фильм.
сентябрь 1998 г.
Шломо Гроних
Один из наиболее ярких израильских исполнителей: композитор, певец,
блестящий пианист. Начал он свою карьеру в конце 60-х годов. Шломо Гроних
создал свой неповторимый стиль, сочетающий классическую музыку, джаз,
еврейские и восточные мотивы, игру голосом. Карьера далась ему нелегко.
Долгое время он считался авангардистом, понятным только узкому кругу
почитателей. В последние годы его популярность резко возросла, и поводом к
этому взлету послужила песня «Еш ли симпатия» (Есть у меня симпатия) -
веселая, задорная, своеобразный гимн Тель-Авиву.
|
Несколько лет назад Шломо Гроних организовал детский хор «Шва», состоящий
из репатриантов из Эфиопии, который очень полюбился израильтянам.
Увлекательная работа с детьми, в которой профессионализм и организаторские
способности певца получили высочайшие оценки специалистов и публики,
привела к созданию целого альбома и видеоклипов с песнями из него. В их числе
стоит выделить оригинальные аранжировки:
«Адон олам», «Клейзмерские мотивы».
И сегодня считаются лучшими в репертуаре Шломо Грониха давно написанные
песни «Зман овер» (Время проходит) и «Йерушалаим». |
июль 1996 г.
Сайт певца в Интернете - http://www.shlomogronich.com
Корин Алал
Корин Алал принадлежит к среднему звену популярных израильских
исполнителей. Внешность её - небольшой рост, зелёные
проникновенно грустные глаза, уязвимая до хрупкости женственность -
разбивает вдребезги сложившийся было со времен выхода её альбома "Мотек"
(Лапочка) образ "жуткой рокистки". Ей 44 года, но она сохраняет свой
вечно-моложавый вид, а лицом она очень похожа на знаменитую французскую
актрису Анни Жирардо.
После шести альбомов, среди которых "Емей аперах веаахава" (Дни цветов и
любви), "Антарктика", "Кше зе амок" (Когда это
глубоко), она выпустила недавно альбом-сборник, куда вошли 18 лучших песен
из прошлых альбомов, все мелодии и тексты которых написаны ею самой.
Корин родилась в Тунисе и училась в монастыре. Когда ей было 8 лет,
семья Алал репатриировалась в Израиль. Детство и юность Корин прошли в
среде, где доминировала французская культура, и это наложило отпечаток на
ее творческое формирование - чувствуется влияние кумира её детства Эдит
Пиаф, дух этой певицы все время присутствует в пении Алал, а чтобы
окончательно запутаться "кто из них кто", достаточно прослушать знаменитую
песню "Гимн любви" ("La vie en rose") Э.Пиаф в исполнении Корин.
В целом же стиль певицы - это сочетание лирической мелодии, шансона и
рока, причем этот переход у нее получается как-то гладко, естественно, без
скачков. Примечательно, что на концертах она каждый раз превносит новые
краски и приёмы, меняя вступление, режим, сопровождение, т.е. как бы
"играет с песней".
Самыми тяжелыми в своей жизни Корин называет дни после трагической гибели
в автокатастрофе в 1997 году ближайшей подруги - Инбаль Перельмутр -
солистки и лидера группы "Махашефот" (Ведьмы). Это была первая женская
рок-группа (трио) в стране и Корин была её продюсером (можно сказать,
душой). |
|
Из популярных песен Корин Алал можно назвать "Эйн ли эрец ахерет" (У меня
нет иной страны), написанную ею на текст Эхуда Манора в 1986 году. Лучшая
версия этой песни - в замечательном исполнении Гали Атари, непременного
участника проводимых в стране официозных мероприятий (День независимости,
День памяти). Это также песни "Шлоша паамоним" (Три колокольчика), "Сфат
эм" (Родная речь), "Табаат нафла" (Колечко упало),"Майян" (Родник) - на
чудный текст Ханы Гольдберг, романтичная "Шир ляшира" (Песня для пения) - на
текст Йонатана Гефена, воодушевляющая "Антарктика", "Шир бекейф" (Песня в
удовольствие), "Лихъёт" (Жить). Оригинален текст в песне "Эрец ктана им
сафам"(Маленькая страна с усами) поэтессы Леи Гольдберг, где и ритм тоже
иронично "подхрамывает”: "Мы – маленькая страна с усами, полбулавки между
Саудовской Аравией и морем, банановая кожура на карте мира, маленькая
страна, в халате. Мы - пробка в бутылке. Все места святые, мало шансов
реализовать мечту".
Заметим, что хрупкая до трогательности внешность Корин - результат
болезни (анорксия), от которой она излечилась только в возрасте 28 лет,
благодаря силе воли и упорной борьбе. Но и сегодня эта, даже побежденная,
болезнь дает о себе знать.
С недавней поры К.Алал проживает вдали от шума городского - в получасе езды
от Тель-Авива. Свой дом, окруженный большим огородом, она разделяет с
собачкой по кличке Филипо и двумя кошками. "Переезд на окраину превратил
меня в типичную сельскую жительницу", подшучивает она над собой. Ну а о
своих творческих планах Корин говорит, что мечтает написать музыку к
кинофильму, театру и танцевальным постановкам.
декабрь 1999г.
Шломи Саранга
Шломи Саранга рос в доме, пропитанном ароматом
Греции, несмотря на то, что ни один из членов его семьи не прибыл в
Израиль из страны Олимпиад.
|
Шломи родился у отца из Испании и матери из Турции и вырос в Тель-Авиве
(он единственный брат трех сестер). Его отец Исидор (предприниматель)
был влюблен в греческую музыку и по много чаcов в день проводил в греческих
клубах г.Яффо, где игралась эта музыка и служил экза менатором каждого
певца, кто хотел стать греческим певцом. В 15 лет Шломи потерял отца и на сцену поднялся впервые, благодаря своему
дяде (музыканту на клавишных в ансамбле греческой музыки). Успех к Шломи,
находящемуся в таком теплом окружении любимой музыки, пришел быстро.
Молодой певец вскоре был приглашен выступить в ночном клубе г.Афин, где он
прожил целый год. |
В 1996 году Саранга выпустил свой первый альбом "Нихоах явани" (Греческий аромат).
В 2000 году он сыграл в главной роли в фильме "Кикар ахаломот" (Площадь мечтаний), где спел дуэт с Айелет Зорар.
В 2002 году Шломи Сарага выпустил альбом "Хагига яванит" (своего рода фейерверк греческих хитов), который в течение считанных месяцев удостоился двойного платинового статуса и был распродан в количестве свыше 120 тыс. экземпляров.
В 2003 году песня "Халом маток" (Сладкий сон) – ивритская версия известной греческой песни "Посо му липи" в дуэте с Мошиком Афья - стал одним из наиболее ярких хитов этого года.
В 2004 году Ш.Саранга выпустил свой 9-й альбом "Азман аяшан" (Старое время), над которым, по его словам, работал (фильтровал) 4 года. В альбоме участвовали также Йехуда Поликер, Мая Бускила, ‘Этникс’. Примечательно, что "Азман аяшан" единственный его альбом с начала карьeры, в котором он наконец-то впервые запел на иврите.
апрель 2005 г.
Рами Кляйнштейн
Рами Кляйнштейн - один из наиболее котируемых сегодня в Израиле исполнителей и авторов популярной музыки. Ему 35 лет. Несмотря на то, что он родился и вырос в США, в его песнях особенно сильно ощущается "нихоах эрец-исраэли", т.е специфический "израильский аромат". Он гармонично сочитает традиционный рок (не путать с западным) с любимыми в народе мелодиями. Примерами тому - обновленная версия песни "Од ло таму коль плаайх" (Еще не свершились все твои чудеса) из репертуара НАХАЛ-я (армейской группы 70 годов) или "Земер ахава леям" (Пение о любви у моря).
Вышедший недавно 6-й по счету альбом Р.Кляйнштейна "Коль ма шетирци" (Все что ты захочешь) пользуется особым успехом. Как признается сам певец, слова в нем обращены к обожаемой супруге - Рите, с которой он не разлучен вот уже 19 лет (и является ее неизменным музыкальным продюсером). Эта песня стала в последнее время наиболее часто прокручиваемой по израильскому радио. Альбом, символизирующий новую музыкальную линию в творчестве певца - обвораживающее сочитание романтики и мелодичности.
Все альбомы Р.Кляйнштейна, начиная с вышедшего в 1986 году и получившего золотой статус "Байом шель апцаца" (В день бомбы), по сей день удачно расходятся. Это и "Аль хагешер аяшан" (На старом мосту), "Ахавини", "Месиба эцель Гидо" (Вечеринка у Гидо) и "Тапухим утмарим" (Яблоки и финики, 1995), ставшие поворотными в творчестве певца, окончательно сбросившего с себя, как писали критики, "американскую кожуру", были распроданы в количестве 100 тысяч экземпляров. Признание получил и сборник 1996 года. Следует, несомненно, отметить Рами Кляйнштейна и как блестящего композитора (он, кстати, автор многих лучших песен Риты, в том числе представленной ею на Евровизионе-86, - "Швиль абрейха"!), пианиста и музыкального продюсера других рок-корифеев. К примеру, Гиди Гова, Йехудит Равиц, с которыми он выступает вместе на концертах. И хотя, скажем, после фестиваля в Араде-94 прошло уже 3 года, поклонники этого рок-трио до сих пор перед каждым его выходом на сцену смакуют подробности того выступления, проходившего под восторженный рев огромной аудитории. . |
|
Рами говорит, что "еще заставит потесниться занимающих первые три строки в табеле эстрадных звезд Шломо Арци, Йехуда Поликера и Риту"
август 1997 г.
Музыка в Израиле, израильские песни на Иврите, информация об израильских исполнителях, скачать музыку в МР3, каталог ссылок на музыкальную израильскую тематику на русском языке, рассказы и биографии израильских исполнителей, фотографии израильских артистов
|