О стимулировании и дискриминации учёных-репатриантов


Марк Рубинштейн, доктор экономики

 1. Традиционная для Израиля недооценка роли человеческого фактора в научно-техническом, экономическом и социальном прогрессе общества, когда приоритетное значение придаётся капиталовложениям в технические средства, машины и оборудование и недооценивается первостепенная значимость высококвалифицированной рабочей силы как единственного преимущества Израиля перед другими странами, в полной мере проявилась в процессе абсорбции учёных-репатриантов 90-х годов.
2. К большому сожалению, можно констатировать провал этого процесса, ибо из более 5000 прибывших учёных-репатриантов по истечении 6-8 лет пребывания в стране лишь незначительная часть смогла устроиться по специальности: менее 10% в университетах и колледжах, часть в институтах, поликлиниках и больницах. Процесс же, функционирующий с коэффициентом полезного действия 15-20%, не может быть признан высокоэффективным, отвечающим поставленным перед ними задачам.
3. Подавляющее большинство учёных-репатриантов после трёх лет более или менее организованной абсорбции оказались вне научной деятельности, финансирование их проектов и программ по линии Министерства абсорбции прекращено. И это несмотря на то, что в связи с общим сокращением численности репатриантов десятки миллионов шекелей бюджета министерства оказались неизрасходованными и были переданы в другие министерства. Деньги были, но их не захотели разумно использовать в целях стимулирования творчества учёных-репатриантов, в интересах реализации интеллектуального потенциала научных работников и специалистов-репатриантов. Непродуманная, недальновидная политика.
4. Особенно неудовлетворительное положение сложилось в области абсорбции учёных-репатриантов-гуманитариев (философов, экономистов, историков) и тех - как гуманитариев так и специалистов в области естественных и технических наук, чей возраст более 45 лет. Многие не смогли найти работодателей, когда процесс их поиска был пущен на самотёк, проходил малоорганизованно, стихийно, и в результате лишились возможности получать научную стипендию (зарплату) от Министерства абсорбции. В целом ряде случаев работодатели не выплачивали своей половины или трети стипендии, выплата всей стипендии значительно задерживалась, из неё производились незаконные вычеты.
5. Сам размер указанной стипендии, не менявшийся в течении многих лет, к тому же в условиях инфляции - свидетельство дискриминационной политики по отношению к учёным-репатриантам. Лишь в самые последние годы стипендия была повышена с 3000 до 3600 шекелей в месяц. Но и это меньше доходов наёмных работников-израильтян, имеющих лишь среднее образование.
6. Даже повышенный размер стипендии учёных-репатриантов значительно ниже среднемесячного дохода в большинстве сфер занятости в стране. Ещё больше разрыв в оплате и социальных условиях труда учёных-репатриантов и учёных-старожилов, имеющих одинаковую учёную степень и одинаковое учёное звание.
7. Анализ приведённых данных и непосредственное знакомство с реальным положением вещей, когда профессора, доктора наук, высококвалифицированные специалисты использовались подчас в качестве ассистентов либо вообще не по назначению, для выполнения вспомогательных, чисто технических функций, когда унижалось их человеческое и профессиональное достоинство, даёт основание сделать вывод о том, что формальное признание в Израиле учёных степеней, полученных, например, в бывшем СССР, мало что дало на практике.
8. Несколько лучше ситуация с учёными званиями. Скажем, профессорское звание, полученное в бывшем СССР, подтверждается в Израиле. Но учёное звание доцента комиссией Министерства просвещения по подтверждению учёных степеней и званий не признаётся. Никакого объяснения этому факту явной дискриминации учёных-репатриантов получить невозможно.
8а. Сам термин "доцент" не имеет однозначного толкования в русско-ивритских словарях. В одних случаях он переводится как старший лектор, в других - как старший лектор университета, в третьих - как товарищ профессора. Последний перевод представляется наиболее точным, поскольку ученое звание доцент, должность доцента характеризуют место и роль данной категории преподавателей с учёной степенью в иерархии не только университетов, но и в других высших учебных заведениях. Доценты той или иной кафедры занимаются не только лекционной, но и научно-исследовательской работой. Круг их прав и обязанностей, характер деятельности наиболее близок к профессорскому. Следует отметить также, что получить звание доцента при наличии кандидатской степени было труднее, чем доктору наук получить звание профессора.
9. Позитивные изменения в положении части учёных-репатриантов наметились в 1998г., когда Министерство абсорбции начало реализацию проекта КАМЕА, призванного обеспечить постоянное трудоустройство 500 учёных-репатриантов, закончивших работу по программе Гилади и работающих в академических учреждениях страны. Цель проекта - способствовать ликвидации дискриминации учёных-репатриантов, по мнению профессора Юлия Нэемана, с которым мы солидарны, ныне находящихся на правах иностранных рабочих. Судьба более чем 4500 учёных-репатриантов, оказавшихся вне проекта КАМЕА, особенно старшего и предпенсионного возраста, остаётся достаточно трагичной, неопределённой.
10. Позитивным и давно назревшим является начавшееся в 1998г. значительное повышение стипендии учёных-репатриантов, известной под названием стипендии Шапиро. Для кандидата наук она составляет 63000 шекелей в год (5250 в месяц), а для доктора наук - 74400 (6200 в месяц). В данном случае увенчалась успехом длительная и нелёгкая борьба Министерства абсорбции, тех учреждений, организаций и отдельных лиц, которые осознали необходимость устранения материальной и моральной дискриминации учёных-репатриантов.
11. Позитивные тенденции, наметившиеся в Израиле в самое последнее время по отношению к учёным-репатриантам, очень важно закрепить и развить. Нужна, в частности, специальная Государственная программа поощрения институтов и колледжей, других учреждений и организаций, предоставляющих работу учёным-репатриантам старшего возраста. Основными контурами такой программы, на наш взгляд, могут быть следующие:
А. Три группы участников, первая - их возраст 45-55лет, вторая 55-60 лет и третья - главным образом мужчины 60-65 лет.
Б. Включение в программу и переход из одной группы в другую осуществляется на основе конкурсного отбора, проводимого специальными комиссиями.
В. Основные требования к участникам: наличие положительных рекомендаций предыдущих работодателей и авторитетных учёных/учёных советов после завершения трёхлетнего периода получения стипендии Шапиро, конкретные результаты продолжающейся активной научной деятельности (публикации, опытные образцы или экспериментальные установки, выступления на научных семинарах и конференциях, организационно-научная работа), необходимое владение ивритом и/или английским языком, окончание израильских, минимум полугодичных, курсов повышения квалификации.
Г. Источники финансирования программы: для первой группы участников - государственный бюджет (75%) и затраты работодателя (25%), для второй и третьей групп участников - полное финансирование за счёт государственного бюджета. В качестве одного из подразделов программы целесообразно выделить систему стимулирования учёных-гуманитариев, адаптация которых в стране проходит значительно сложнее, чем у их коллег, специалистов в области естественных и технических наук. Условия труда, оплаты, социальные права учёных-репатриантов и их израильских коллег должны быть идентичны. Комплексное, системное решение проблемы трудоустройства учёных-репатриантов, учёт всех её социально-экономических и морально-психологических аспектов - задача огромной важности. В её успешном решении должны быть заинтересованы все стороны, обладающие соответствующими правами, полномочиями и ресурсами, в первую очередь Министерство абсорбции, Министерство промышленности и торговли, университеты и колледжи.


Наш сайт уделяет особое значение проблеме трудоустройства репатриантов, как основе для успешной интеграции новых граждан страны в Израиле. Основные вопросы этой темы рассмотрены на нашей странице Работа.

Hosted by uCoz