Мертвое море, дарующее жизнь.
   Воспоминание 14-летней давности. Мой коллега-израильтянин дважды в год ездит на Мертвое море. - Почему именно туда? - спрашиваю я. Вместо того, чтобы дать ответ, сотрудник закатывает рукава: - Видишь? - Ничего, кроме чистой, гладкой кожи, не вижу... - В том-то и дело! Это сейчас она чистая и нормальная. Но видел бы ты мои руки до отпуска...
Коллега разоткровенничался и поведал такую историю: 8 лет назад, когда он разводился с женой и делил имущество через суд, он много месяцев подряд находился в стрессовом состоянии. Следствием стал псориаз - хроническое кожное заболевание, считающееся неизлечимым.
- Поначалу меня пытались лечить конвенциональными методами, - вспоминал он. - Прописали мазь - стероидную. Ее применение привело к резкому ухудшению общего состояния. Я начал полнеть, чувствовал себя разбитым, но язвы на руках, ногах и животе не исчезли. Вот тогда-то мой иерусалимский знакомый, человек верующий, порекомендовал съездить на Мертвое море. "В Талмуде написано, что его уникальные природные богатства способствуют лечению тяжелейших кожных болезней", - подчеркнул он. Я и поехал... Буквально за неделю полегчало. С тех пор дважды в год, как часы, езжу на неделю на Мертвое море. И - спасаюсь от псориаза...
Впоследствии, овладев ивритом и начитавшись медицинской литературы, я открыл для себя много новой информации, касающейся лечения на Мертвом море всевозможных болезней, включая тяжелейшие артриты. Но попасть на прославленный курорт никак не удавалось, хотя мимо проезжал многократно...
И вот сегодня мы с фотокорреспондентом Михаилом Левитом мчимся к Мертвому морю по живописному, будто сошедшему с экрана голливудского "вестерна" шоссе. От Иерусалима до всемирно известного курортного комплекса - час с минутами езды. Впечатлений столько, что дух захватывает: за окнами моего видавшего виды автомобиля проплывают бедуинские кибитки, органично вписавшиеся в величественный пейзаж Иудейской пустыни. Неспешно прогуливаются верблюды, готовые в любой момент прокатить странника на двугорбой спине.
А вот и зеркальная водная гладь (32% состава воды - это целебные соли и минералы, 12 из которых и представляют собой уникальное богатство Мертвого моря). Эту воду можно без преувеличения назвать золотой: в ней содержится в 10 раз больше солей и минералов, чем в бассейне Средиземного моря. В недвижимом изумруде водоема - самая низкая точка Земного шара! - отражаются высящиеся вдоль шоссе розовые холмы.
Под влиянием сюрреалистического пейзажа вспоминаю общеизвестные исторические факты. С Мертвым морем связаны имена Христа, царя Давида и Герода. Египтянка Клеопатра владела здесь участком земли, на котором выращивали плоды, применяемые для получения удивительных благовоний. Здесь же добывали вещества, с помощью которых останки египетских фараонов превращали в неподвластные капризам времени мумии.
Сейчас на том месте расположен кибуц Эйн-Геди. А вот и крепость Массада. Здесь 960 мятежных иудеев-маккавеев покончили с собой - лишь бы не быть порабощенными Римским легионом...
Наконец из-за поворота выплывает причудливый гостиничный городок. Круглый год к услугам иностранцев и израильтян - комфортабельные номера, вышколенная обслуга, бассейны, сауны, джакузи, высококвалифицированные врачи, медсестры и массажисты. Но главное - это такие естественные факторы оздоровления и омоложения, как целебная вода Мертвого моря, термоминеральные источники, абсолютно безвредные (самая низкая точка планеты!) ультрафиолетовые лучи, сухой воздух и целебные грязи... Лечение на Мертвом море не случайно называют климатотерапией: здесь всё способствует выздоровлению!

Музыкальные пальчики творят чудеса.

Сворачиваем наугад в первую попавшуюся клинику по лечению дерматологических заболеваний. Но что это? И врач, и медсестры, и даже секретарша говорят по-русски! Знакомимся. Ольга Ильевская - пианист, преподаватель музыки. Репатриировалась 7 лет назад из города Львова. По приезде в Израиль поселилась в Араде, а вскоре записалась на курсы переквалификации и начала заниматься лечением псориаза.
Чтобы обработать пораженную язвами голову больного, требуются крайне чувствительные, ловкие, нежные - музыкальные пальцы. Плюс - развитая интуиция, коммуникабельность, доброжелательность. Плюс - высочайший профессионализм, подкрепленный разносторонними специальными знаниями.
Природный дар и упорная учеба позволили Ольге чудесным образом все эти качества совместить. С больными (в том числе и крайне тяжелыми, запущенными) она работает шесть лет. Постепенно завязались не только чисто профессиональные контакты, но и человеческие, душевные. Но главный фактор головокружительного успеха и всемирной известности Ильевской, - это, конечно же, золотые руки.
Несколько лет назад, наблюдая за работой Ольги, пациент из Голландии спросил: "Вы случайно не музыкант?" Постановка рук не обманула! Впрочем, интересоваться медициной Ольга начала еще во Львове. Три года проработала в санатории с детьми-астматиками.
- Я чувствую кожу, - говорит она. - Сама не знаю, почему, но могу определить, на что у человека аллергия и какие мази ему противопоказаны.
На заре израильской карьеры был у Ильевской такой случай. В клинику обратился американец, измученный запущенным псориазом. Медсестра приготовила мазь, которую следовало втереть в кожу головы. Однако, притронувшись к воспаленному участку, Ольга вдруг, сама не отдавая себе отчета в происходящем, вздрогнула: нет, нельзя - этот пациент аллергичен к назначенному ему препарату. Ильевская попросила сестру внимательно перечитать историю болезни. Та ахнула: действительно, данный препарат больному противопоказан!
- Псориаз, как правило, является либо следствием перенесенного стресса, либо же передается по наследству, - говорит Ольга. - Полностью излечиться, к несчастью, невозможно, поэтому наша задача - максимально облегчить состояние больного, причем - на длительный период времени.
Каждый новый стресс чреват для человека, страдающего псориазом, новым приступом болезни. Так, 28-летний шотландец Гильмор, постоянный пациент клиники, недавно развелся с женой. Пока улаживал с помощью адвоката дела, перенес стресс. За этим тут же последовала новая вспышка болезни. В эти дни Гильмор находится на лечении на Мертвом море - и его состояние стремительно улучшается.
- Главное - голова чистая, - констатирует Ольга Ильевская. - Как установить контакт с пациентом? Вместо Ольги на этот вопрос отвечает один из пациентов.
- Руки у нее золотые! - говорит Майк Брайд, турист из Швеции, приезжающий на Мертвое море в четвертый раз подряд. - После проведенных Ольгой процедур кожа головы двенадцать месяцев остается чистой! Несколько лет назад в клинику, где работает Ольга, заглянул турист из Санкт-Петербурга. Нет, лечиться он не собирался: многое перепробовал, ничего не помогло - вот и разуверился в возможностях медицины. - Пришлось уговорить его пройти пару-тройку процедур, - вспоминает Ольга. - Я сразу почувствовала, что ему полегчало, но сам он оставался закрытым и подавленным: депрессия! На том и расстались...
-А в прошлом году приезжает из Питера крупный бизнесмен, владелец туристической фирмы, и прямо с порога бросается к Ольге: "Вот у кого, оказывается, золотые руки! Мой приятель на вас молится... Сколько времени прошло с тех пор, как вы им занимались, а голова не беспокоит и по сей день".

Два года спустя появился и сам больной. "Вы, - сказал он Ольге, - заставили меня поверить в будущее: вот уже третий год ничего не беспокоит, но решил в целях профилактики съездить на Мертвое море". - Для меня самая большая награда - когда приезжает знакомый пациент, чтобы сообщить: минул год, а голова чистая, - признается Ольга.
В 2002 году, на пике интифады Аль-Акса, многие иностранцы не решились лететь в Израиль и отправились на лечение в соседнюю Иорданию. Казалось бы, то же море, те же грязи, то же чудодейственное солнце. Но... - В мае этого года приезжаю из Арада на работу - и вижу у входа в клинику давних своих знакомых-англичан, - рассказывает Ольга. - Брат и сестра, Кэти и Брэд. "Какими судьбами?" А они: "Не помогло нам лечение в Иордании - нет там, к сожалению, хороших специалистов. Казалось бы, с сентября, когда мы посетили Мертвое море, прошло всего несколько месяцев, но вот мы здесь, в Израиле. Спасайте!".
Врач Лили Пинчевская занята: консультирует туриста из США. Кабинет дерматолога - святая святых. Там не только диагностируют, назначают курс лечения, но и - поддерживают. Морально. Психологически. Пять языков, которыми владеет д-р Пинчевская, - залог свободного общения с пациентами из разных стран.
- Знали бы вы, как любят доктора больные... - восклицает Ольга и приводит такой случай. Прибыл на Мертвое море бизнесмен из США, страдающий нейродермией (тяжелейшее состояние). - Осмотревший того человека специалист из Иерусалима тотчас же выписал ему направление в больницу и дал указание срочно подключить больного к капельнице, чтобы не допустить заражения крови, - вспоминает Ольга. - Но мы - на свой страх и риск - решили попробовать вытащить его доступными нам средствами.
Три дня подряд Ольга намазывала все тело больного специальными коктейлями из природных препаратов и укутывала его в компрессы. На четвертый день наступил перелом, а еще через неделю пациент почувствовал себя прекрасно.

TBS 100x100
С точки зрения больных

TBS 100x100
Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше - услышать и увидеть тех, кому благодаря лечению на Мертвом море удалось надолго избавиться от мучительного недуга.
27-летний Брайан - шотландец, работает в Глазго на предприятии химической промышленности. На Мертвое море приезжает вторично.
- Впервые я побывал здесь в 2002 году, - говорит он. - Вернулся домой с чистейшей кожей, как новорожденный. - А как вы обнаружили эту здравницу? - Нашел в интернете! До первого курса лечения на Мертвом море ничего мне не помогало... Я всей душой полюбил вашу страну: люди в Израиле открытые, искренние, доброжелательные. Я побывал в Иерусалиме (город привел меня в полный восторг), Хайфе, Тель-Авиве. Не могу назвать себя человеком верующим, но в Иерусалиме я ощущал такое единение с Богом, что провел в Храме Гроба Господня полдня, а еще полдня - в монастыре Марии-Магдалины... - Каково ваше мнение о медицинском персонале клиники? - спрашиваю я. - Я всей душой полюбил тех, кто здесь работает. Даже пару слов по-русски выучил: "Спасибо... Иди сЬЮда"...
26-летний Арьян приехал из Голландии.
- Прохожу здесь лечение в четвертый раз, - сообщает он. - Врач настоятельно рекомендовал мне климатотерапию на Мертвом море. В Голландии меня неоднократно госпитализировали, настолько тяжелым было мое состояние. Под воздействием конвенциональных методов лечения болезнь отступала, но - не надолго. Видимо, организм вырабатывает иммунитет к всевозможным мазям. И если в первый раз они действуют, то во второй - уже нет. Перепробовав на родине все возможные методики лечения и не достигнув стабильного результата, я отправился в Израиль. А здесь на глазах происходят чудеса. Потому что нас лечит - природа. Плюс, конечно, - удивительно внимательные и высокопрофессиональные медики. Сейчас только климатотерапией и спасаюсь...
Вольдемар 15 лет назад репатриировался из Душанбе в Германию, живет в небольшом городке под Штудгардтом, работает механиком. Когда его сыну было 12 лет, мальчик заболел псориазом.
- Не знаю, возможно, он перенес стресс, - предполагает отец. - Мы тут же обратились к врачу. Ребенка пытались лечить самыми современными средствами. На пару месяцев наступало облегчение, но потом язвы снова возвращались. Правда, каждые пару лет мы ездили в отпуск на Средиземное море, в Испанию. После купания в соленой воде наступало некоторое облегчение, но за этим следовало обострение. Видимо, небольшая (порядка 3-х процентов) концентрация соли мало что даёт. В конце концов врачи сказали: "Последняя надежда - Мертвое море: там концентрация соли 31%". И вот мы здесь. Всего за три дня состояние ребенка резко улучшилось!
Выходим из помещения с кондиционированным воздухом - и погружаемся в нежное тепло мягких солнечных лучей. В специально оборудованном солярии загорают туристы. Резвятся в бассейнах с прессной водой детишки. Пациенты десятка клиник, действующих в здравнице на Мертвом море, осторожно окунаются в целительную воду. Те, кто страдает артритом, лечатся грязями. Воспаления сухожилий как рукой снимает - достаточно хотя бы три дня подряд погружаться в пропитанную солями и минералами чудодейственную морскую воду - и воспалительный процесс проходит.
Возвращаясь из Иудейской пустыни, с волнением читаю надписи на дорожных указателях: "Эйн-Геди"... "Массада"... "Кумран"... Перед глазами проплывает история - героическая и во многом трагическая. Но сейчас мною владеет чувство, что легенды превратились в сказку со счастливым концом...

Леонид Келлер


Hosted by uCoz