Музыка Армянского квартала


    В Старый город едем на машине. В магнитофоне - кассета с записью песен Владимира Высоцкого (в последние 10 лет в Израиле новая мода: выходцы из Северной Африки раскатывают в автомобилях, из окон которых несется ритмичная восточная музыка, а бывшие россияне включают на полную громкость Аллу Борисовну, Ирину Аллегрову или еще кого-нибудь из суперзвезд бывшего отечества). Мы с приятелем-фотографом, впрочем, соблюдаем приличия: в салоне включен кондиционер, окон не откроешь, и голос незабвенного Владимира Семеновича напевает лишь для нас двоих: "Удивительное - рядом, но оно запрещено". - Слушай, - произносит приятель, - а ведь это - про нас. Ты, небось, не отдаешь себе отчета, в какое место мы едем. - То есть как - не отдаю?! Едем мы в Старый город, чтобы побродить по Армянскому кварталу. - Ну... А дальше? Армянский район Иерусалима

- А дальше, наверное, сходим на арабский рынок. - Не то я имел в виду. Армяне из разных стран мира мечтают хоть однажды попасть в эти святые места, помолиться в старой церквушке, увидеть собственными глазами здание духовной семинарии, а ты живешь себе в центре мироздания, все святыни под боком - но ничего не ценишь.
    К тому моменту, когда была произнесена заключительная фраза, мы успели припарковаться и потопали пешком в потаенный, одному моему другу известный уголок Армянского квартала.

ул.Арарат Но что это? - Смотри-ка, Араратская улица! - прочел я вывеску на стене белокаменного дома. - I bag your pardon… (Прошу прощения...) - обратился я к проходившему мимо мужчине. - Armenian? - переспросил тот на весьма сомнительном английском.

- No... (И тут меня осенило). - Вы случайно не говорите по-русски? - Да, конечно! Я из Армении. В Иерусалиме живу одиннадцать лет. Пройдемся по Араратской улице, - пригласил прохожий и отрекомендовался: - Зовут меня Морик, фамилия Аветисян. Излив друг на друга взаимные восторги, мы двинулись по вымощенной камнем мостовой. Морик рассказал, что армяне поселились в Иерусалиме примерно в пятом веке новой эры ("Сюда пришли, как паломники, и остались навсегда"). Тогда же были построены первые армянские храмы. Иерусалимская армянская община значительно пополнилась в 1915 году, когда около полутора миллионов армян стали жертвами турецкого геноцида. В 1947 году в городе проживало около 15 тысяч армян, сегодня их немногим больше 2000. Около 600 имеют израильское гражданство. - Полвека назад школа Святых Переводчиков работала в три смены, - говорит Морик, указывая на монументальное здание. - А сейчас здесь учится 110 человек, из них 30 душ - малыши детсадовского возраста. Райские условия: 38 учителей на 40 учеников! - Отчего же армяне не едут в Иерусалим? - Возможно, сегодня выгоднее эмигрировать в Америку, Канаду или Австралию... - предполагает Морик. - В настоящее время на Араратской улице проживает тридцать семей, основная масса - старики. В старой церкви, которую мой приятель фотографирует во всех мыслимых и немыслимых ракурсах, венчались дети Морика - Мария и Борис. - Мать зятя - арабка-христианка, отец - армянин, - констатирует он. - А родители невестки - местные, иерусалимские армяне... Аветисяны приехали в Вечный город 1 сентября 1991 года из Кировакана, где Морик 20 лет проработал на фабрике искусственного волокна. - Когда построили вторую очередь, это предприятие стало единственным в Советском Союзе, выпускавшим фильтры для сигарет, - вспоминает он. - Тогда килограмм сырья стоил порядка сорока рублей, в день выпускалось 24 тонны фильтров. Армения обеспечивала половину Грузии и пол-Москвы. Я на фабрике работал слесарем, дежурным, потом - начальником смены. - И как вам пришла идея перебраться именно в Иерусалим? - А я много читал об этом городе, - говорит Морик. - Издавалась в те годы газета "Эпоха". И в ней было помещено несколько интереснейших статей об Иерусалиме и Армянском квартале. Вот я и "заболел". Ася, жена Морика, работала бригадиром на той же фабрике, где трудился глава семейства Аветисянов. - А была ли супруга готова бросить насиженное место и отправиться в неизвестность? - Со мной Ася пойдет в огонь и в воду! (Морик светится от счастья). К тому же в результате Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года пострадал и наш город. Жить в Армении стало трудно.. В том числе - с психологической точки зрения. В Кировакане погибло 600 человек, 22 из них - наши родные и близкие. Вачик Аветисян, старший брат Морика, в момент землетрясения спасся, но через три дня скончался от инфаркта: стресс! Пережить потерю было невыносимо трудно. Морик с Асей стали думать о переезде. На вопрос: "Как вам удалось выехать?" - мой собеседник отвечает уклончиво и крайне неохотно. "В Москве нам предстояло перебраться на Киевский вокзал, но мы оказались в лапах грабителей, - вспоминает Аветисян. - Те пытались выяснить, куда это мы собрались. "В Иерусалим". - "То есть как - в Иерусалим?! Без вещей - с походными сумками?!" - Приехали мы прямо в Старый город, - продолжает Морик, - ищем квартиру, но никто ничего в аренду не сдает. Пришлось снять номер в гостинице, проторчали там две недели. Наконец, нашли жилище в Старом городе - за пятьсот долларов в месяц. Армяне сдавали. А вскоре перебрались на новое место - и тоже в Армянском квартале. Но не тут-то было: нас решили выселить. Иерусалимские армяне не признали в нас своих. И пожаловались патриарху. Тот пригласил нас к себе. А когда разобрался, сказал: "Живите здесь! И никому ничего не платите!"

С тех пор Морик живет в уютном, будто сошедшем с древней фрески, дворике на Араратской улице. - Соседи нас, правда, поначалу не понимали, - говорит он. - Иерусалимские армяне изъясняются на западном диалекте, а мы - на восточном. Западный, конечно, древнее, с добавлением турецких и арабских слов, а восточный вариант армянского советский, в нем немало русизмов. Соседи по сей день по несколько раз переспрашивают - ради них мы переходим на иерусалимский диалект армянского. Тихий дворик Иерусалима

- А что это значит - жить в Иерусалиме, да еще и в Старом городе, в Армянском квартале? - Это значит - чувствовать, что ты в раю! - восклицает Морик. - Спокойно, светло, аура божественная, люди замечательные. Армяне, евреи и арабы-христиане мирно соседствуют, живут душа в душу. В дальнем конце Араратской улицы обитают ассирийцы, молятся в церкви Святого Марка. Входим во внутренний дворик древней церкви. - Здесь до недавнего времени жили монахини, - говорит Морик. - Последняя сбежала буквально пару лет назад. Когда-то эта женщина была замужем, родила двоих детей, а потом отошла от мирской жизни, два года пробыла в монастыре. Но не выдержала - вернулась в свет... Гордость Армянского квартала - духовная семинария. Большинство учащихся - молодые люди, приехавшие из Армении. - Привозят сюда ребят в возрасте 11-12 лет, десять лет они учатся, - объясняет Морик. - В данный момент в семинарии 32 ученика, но несколько лет назад было шестьдесят. Преподают в основном профессора из Армении, в том числе из университета. Приезжают на два-три года по договору. Обучают древнеармянскому языку, истории армянского народа. Высшие священники преподают Ветхий и Новый Завет. Один из десяти выпускников семинарии обычно становится вартапетом - святым отцом. - А что же остальные? - Либо возвращаются в Армению, либо остаются здесь, чтобы немного подработать. По-моему, мой приятель-фотограф разошелся: скачет по двору, щелкает затвором, чем вызывает явное недовольство выглянувшего из окна жилого дома мужчины. - Кто это? - спрашиваю я. - Епископ, наш министр финансов.... - шутит Морик, торопясь увести журналистов прочь.
Продолжаем путешествие. На стенах многих строений красуется табличка: "Святыня, посторонним вход воспрещен". Возвращаемся к зданию школы Святых Переводчиков. - Здесь хранится порядка десяти тысяч древних манускриптов, - говорит Аветисян. - Но их никому не показывают: в 70-х годах было совершено ограбление. К счастью, злоумышленники были схвачены, но с тех пор золотой фонд древнеармянских рукописей держат в запасниках. Библиотека и музей в обеденные часы закрыты, но как-нибудь мы сходим и туда. Общеизвестно, что в музее Армянского квартала экспонируется первый в Иерусалиме типографский станок, а также фотоаппарат, которым снимал патриарх. - А были ли вы на старом кладбище, надгробия патриархов видели? - спрашивает Морик. Да, в этот заповедный уголок нас любезно пропустил Мкртыч Варданян, прибывший недавно в Иерусалим из Армении. Дорогой Ангела, пролегающей через Еврейский квартал, добираемся до греческой церкви. Ее внутренний двор - точная копия старого тбилисского дворика. Неподалеку - жилой дом с табличкой: "Семья Тохмазян". Морик Аветисян твердо обещает познакомить нас с мухтаром Армянского квартала: "Замечательный человек, мудрец, - подчеркивает он. - Знали бы вы, какую бескорыстную помощь оказывает он людям, прибывшим в Иерусалим из Армении". - Лично для меня дорога, по которой я хожу много лет подряд, стала родной, - говорит Морик, указывая в сторону Араратской улицы. - Знаю здесь каждый камень, каждый поворот, каждый закуток. И всегда заново восхищаюсь тем, что живу в Иерусалиме, в Армянском квартале... Жизнь здесь течет размеренно и мирно, никаких стычек, беспорядков, терактов. Супермаркет на углу Араратской улицы работает до часу ночи. Молодые играют свадьбы, крестят детей... Расставаться с Мориком не хочется. Напротив - мы готовы до поздней ночи бродить по Армянскому кварталу, открывая для себя все новые и новые удивительные уголки этого волшебного места. Впрочем, мы еще вернемся. И не раз!..

Леонид Келлер


Hosted by uCoz