Школа


Дошкольное образование     Высшее образование
 На этой странице мы поговорим о школе.
Сразу надо сказать, что в Израиле кроме обычной - государственной школы, есть и другие - это религиозные, государственно-религиозные, частные. В последние годы развилась сеть физико-математических школ - это бывшие учителя из стран СНГ не могут сидеть сложа руки. Во многих городах появились шклолы сети "Шуву" - её спонсируют конгрессмены США и предназначена школа для выходцев из СНГ. Несколько лет в такой школе училась и моя дочь. В этих школах с более ранних классов изучают английский, компьютеры, есть изучение русского языка, более углублённо изучают Тору. Мальчики и девочки занимаются отдельно, а в самих классах обычно не более 20 детей. Среди преподавателей много выходцев из англоязычных стран и стран СНГ. В школе есть и обед, а занятия заканчиваются после 15 часов. Большинство расходов покрывается деньгами спонсоров. Сама школьная программа, конечно, утверждена Министерством образования и поэтому дальше можно говорить об общих моментах школьного образования.
Начнём с того, что образование в школе длится 12 лет и разделено на три ступени: 1-6 класс, 7-9 класс и 10-12 класс.
Так же как и медицина, образование в Израиле ориентировано на американскую модель, а значит очень сильно отличается от образования, которое получали мы в СССР и отличается, по крайней мере судя по среднему уровню знаний закончивших школу тут и там, не в лучшую сторону. Сразу скажу, что не представляю, что творится в школах на просторах СНГ сейчас - это Вы знаете значительно лучше меня. Со всей уверенностью могу сказать, что если есть желание учиться, то возможностей здесь для это вполне достаточно.
  В начальных классах обучение очень медленное. Это сделано для того, чтобы слабые ученики к 6 классу выравнялись с более сильными. При этом сильные ученики учатся без всякого напряжения, потому что за 6 лет проходят путь 4 лет обучения в СНГ. Начиная с 7 класса обучение медленно начинает ускоряться и уже в 10-12 классах учиться становится намного сложнее. Задача родителей способных и сильных учеников должна заключаться, на мой взгляд в том, чтобы по возможности загружать детей на протяжении первых лет обучения. Иначе довольно резкий переход от вольной и беззаботной жизни к трудным занятием может обернуться неприятностями, многие просто становятся не способными к восприятию больших объёмов информации и у них не выработана усидчивость.   Очень важным этапом является обучение в 9 классе - это окончание второй ступени обучения в школе. От результатов обучения в 9-ом классе очень сильно зависит по какому направлению ("магама") школьник сможет учиться дальше. В Израиле 9 лет все ученики учатся по одной программе, а дальше надо выбрать себе направление-специализацию по своему желанию и возможностям. Это значит, что если ученику больше нравятся точные науки и компьютеры, а химию и биологию он не любит, то учить можно именно то что ему нравится и учить намного более углубленно. Следовательно, в зависимости от того, сколько предметов школьник выбрал начиная с десятого класса, столько он и будет сидеть в школе. Кто-то будет учиться до часа дня и быстро бежать домой поиграть за компьютером или погонять мяч во дворе, а другой может приходить домой усталый и голодный в часиков пять.
И так, после девятого класса, каждый ученик должен решить, что он хочет дальше изучать, а вариантов здесь множество, и если нужного направления нет в вашей школе, то надо поискать вокруг, скорее всего в другой школе оно есть. Но главную роль конечно играет не то, куда ребенок захотел пойти, а какие у него к этому времени накопились оценки. Каждый школьник получает маленькую брошюрку, где и написано какие оценки и по каким предметам нужно иметь, что бы пробиться на желаемую специализацию. Кроме этого, здесь не только на оценки смотрят, хотя это, конечно, самое важное, но и проверяют общую сообразительность. Проверяют ее специальным психотестом - это специальный экзамен, который длится 3 часа.
  Главная задача обучения на 3-ей ступени - это получить "Багрут".
Хочу заметить, что это распространённое слово "багрут" употребляется как для обозначения экзамена по конкретному предмету, так и для обозначения диплома с окончательными оценками.
Выбор специализации ещё ничего не решает, ведь самое главное сдать удачно все экзамены, которые будут на протяжении 3-ёх лет (самое большое их количество в последнем, 12 классе). Все эти экзамены и результат, который получает ученик успешно их сдав, называется багрут. Каждый предмет имеет свой цифровой эквивалент - кол-во единиц и, чтобы получить этот самый "багрут", нужно набрать хотя бы 21 единицу. Это значит, что "багруты" бывают разные: минимальный - 21 единица, с которым идти дальше учиться в хорошее место будет сложно и хороший, единиц 35 и больше. Состоит "багрут" из обязательных предметов, специализированных и дополнительных.
1. К обязательным предметам, которые нужно сдать в независимости от того, на какой бы специализации ученик не учился,относятся: История, Право, Танах , Язык(иврит), Литература, Спорт, Сочинение, Математика и Английский. При этом, например, математику и английский язык можно учить на разных уровнях и различия в этих уровнях достаточно ощутимы - минимум это 3 единицы, а максимум 5.
2. Специализированные предметы - это те, которые ученик изучает на своей специализации.
3. Дополнительно можно выбрать пару предметов, которые не относятся к специализации, например физика, химия или русский язык! (все это выбирается на 5 единиц).
Перед самым "багрутом" проводится контрольная, охватывающая полностью все темы, которые нужно знать на "багрут" по данному предмету, и единственное ее отличие, что устраивается она школьными учителями и называется - "мадконет". И вот на протяжении трех лет и проходят эти экзамены. Окончательная оценка в "багрут" по каждому из предметов вычисляется так : (оценка за "мадконет" + оценка за год) / 2 = называется "маген" (защитная). ("маген" + оценка за "багрут") /2 = финальная оценка по предмету. На "багрут" с первого раза сдают далеко не все. Многие после армии пересдают некоторые предметы (если им это нужно). К тому же многие с 10-ого класса учатся изначально на получение минимального "багрута" (21 единица).
 Для новых репатриантов в каждой школе есть "ульпан" - место, где "олимы" ("олим" - это новоприбывший в Израиль человек, репатриант) изучают иврит. С самого начала можно только ходить в "ульпан", не посещая уроки, позже надо идти на математику и английский, а еще позже и на остальные предметы. "Ульпан" обычно длится два-три года, но и потом, если нужна помощь, ее можно получить. Мой ребёнок сразу по приезду в Израиль пошёл в 1 класс и на протяжении года посещал "ульпан" по несколько часов в день. Начиная со второго класса не было ни "ульпана", ни особых проблем с ивритом.
 Если ребенок приезжает в страну до 7-ого, то при нормальной учебе к 10-ому классу он должен уже более-менее нормально читать и писать на иврите и проблем с подготовкой сдачи "багрута" не должно возникнуть. Ну, а если он приехал в классе 8-ом или в 9-ом? Тут конечно возникнут проблемы - за год-два выучить иврит на уровне обучения в школе достаточно сложно. И тут при переходе в 10-ый класс есть два решения:
1. Олимовские классы - тут идет обучение на легком иврите по специальной программе и, соответственно, олимовские экзамены. Практикуется нe во всех школах.
2. Учиться как все, но при этом на всех контрольных и на "багруте" получать бонус в размере 10 процентов от оценки, которую получаешь (кроме предметов не требующих хорошего знания иврита - физики, математики, английского и т.д.).
В заключении страницы можно сделать обобщение об особенностях израильских школ.
  • Обучение 12 лет
  • Каникулы не 3 месяца, а 2 (июль и август)
  • Обучение шести дневное (суббота выходной), пятница часто "короткий" день
  • Обычно начало занятий в 8-20, но в старших классах может иногда начинаться и в 7 утра.
  • Практически все школы (начиная со второй ступени) очень хорошо компьютеризированы и оборудованы
  • Ужасно "свободные дети" - тут почти нет такого понятия как уважение учителей. В середине урока школьник может спокойно встать и пойти выбросить мусор или взять у кого-то какую-то вещь, редкий учитель обратит на это внимание
  • Учителя частенько бастуют - хочется добавок к зарплате
  • Существует родительский комитет, как на уровне школ так и на уровне всей страны. Комитет может принять решение о забастовке, если в школе что-то не так, например, проблемы с охраной школы. Проблемы безопасности в стране стоят на первом месте, особенно детей
  • Часто бывают отмены уроков(особенно в конце года), a окна (отcутcтвие уроков) вполне обычное дело, особенно в старших классах
  • Нет дежурства по классу и отработок летом. Начиная с 14 лет школьники могут во время каникул работать (если найдут работу и в соответствии с законодательством)
  • Оценки выставляются по 100 бальной системе, при этом меньше 55 - это двойка
  • Нет такой вещи, как заучивание стихов на память
  • Школьники любят писать простыми карандашами - мой ребёнок делает это и сейчас, хотя учится уже в старших классах.
  • Обучение платное, но в первые годы есть хорошая скидка, а также есть скидки, если в школе учатся несколько детей из одной семьи и скидки неполным семьям.
  • В последних классах учебники приходиться покупать, например, в школе, а после окончания учебного года - возвратить их.
  • Самое главное - цель всей учебы - это получить "багрут"